Созданы успокоительные, которые в 200 раз превосходят флуоксетин по силе действия

© Ajpek Orsi/Getty ImagesЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен...Показать скрытые ссылки

ТАСС, 2 мая. Молекулярные биологи из Европы и США создали две молекулы, которые примерно в 200 раз превосходят по силе действия на нервную систему популяный антидепрессант флуоксетин (прозак). Последующее применение этих веществ позволит снизить остроту побочных эффектов от антидепрессантов, сообщила во вторник пресс-служба университета Калифорнии в Сан-Франциско (UCSF).

На эту темуНе гормон счастья. Почему депрессию неправильно объяснять низким серотонином

"Сверхвысокая сила действия этих веществ на нервную систему позволяет надеяться на то, что они будут оказывать терапевтическое воздействие на пациентов без каких-либо опасных побочных эффектов. По сути, мы сможем снизить дозу антидепрессантов примерно в две сотни раз, что должно положительно сказаться на многих пациентах", — заявил профессор UCSF Аллан Басбаум, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Басбаум и его коллеги разработали новый тип антидепрессантов, лишенный значительной части недостатков используемых сейчас препаратов. Ученые совершили это открытие при изучении свойств ибогаина, одного из веществ, присутствующих в настойке из корней дерева Tabernanthe iboga.

Сверхмощные антидепрессанты

В прошлом медики уже пытались применять ибогаин в качестве основы для лекарств от депрессии и наркотической зависимости, однако это вещество провоцирует развитие аритмии, а также обладает множеством других побочных эффектов. Это связано с тем, что ибогаин воздействует не только на белок SERT, нарушения в работе которого приводят к развитию депрессии, но и множество других пептидов и рецепторов.

Ученые попытались ликвидировать этот недостаток ибогаина, для чего они подготовили трехмерную модель этого вещества, связанного с белком SERT, и использовали ее для создания большого количества молекул, похожих на растительный экстракт по структуре. Биологи синтезировали 36 наиболее интересных из них и обнаружили, что сразу 13 созданных ими молекул блокировали работу SERT и не затрагивали при этом другие системы организма.

Последующие опыты на мышах показали, что сразу два синтетических аналога ибогаина, получивших кодовые имена 8090 и 8219, в 200 раз превосходили флуоксетин по силе действия. При этом исследователи обнаружили, что вещество 8219 также очень эффективно подавляло опиатную наркозависимость, что делает его особенно интересным для дальнейшего изучения и проверок.

Как отмечают Басбаум и его коллеги, их разработками уже заинтересовались фармацевтические компании, в сотрудничестве с которыми ученые планируют проводить дальнейшие проверки веществ 8090 и 8219 на других лабораторных модельных животных и в ходе клинических испытаний. В дополнение к этому молекулярные биологи планируют разработать новые аналоги ибогаина, обладающие еще более высокой силой и избирательностью действия.

По статистике ВОЗ, свыше 300 млн человек сейчас страдают от депрессии. Каждый год она уносит жизни примерно 800 тыс. человек, чему особенно подвержены подростки, а также юноши и девушки в возрасте от 15 до 29 лет. За последние годы разработано множество препаратов, помогающих в лечении депрессии. Они восстанавливают нормальный круговорот нейрогормона серотонина и других сигнальных молекул.