В России активно растет спрос на железнодорожный туризм, особенно – на круизы формата «поезд-отель». Какие новые железнодорожные круизы появятся в этом году в России, как изменился бизнес туроператора «РЖД Тур», как растет доля агентских продаж и люкса и вернутся ли на Транссиб иностранные туристы? Читайте в нашем интервью с генеральным директором «РЖД Тур» Романом Бараковских.
– Роман, давайте начнем с того, какие этапы прошел «РЖД Тур» в своем развитии, и что сегодня представляет из себя бизнес компании?
– Сегодня «РЖД Тур» – это специализированная компания в составе холдинга «РЖД», занимающаяся организацией железнодорожных путешествий. При этом мы выступаем как в роли туроператора, так и перевозчика.
По сравнению с допандемийными временами и ассортимент, и сам спектр задач компании кардинально изменился. До 2020 года нашей «визитной карточкой» были прежде всего паровозные туры из Москвы, Санкт-Петербурга, по Кругобайкальской железной дороге, а также железнодорожные круизы по Транссибу и Северу России на поезде «Императорская Россия». И самую значительную долю нашего бизнеса занимал тогда именно въездной туризм – обслуживание туристических групп, преимущественно из Европы.
С началом пандемии начал меняться весь туризм, и российский, и мировой. Поменяли фокус и мы, сделав ставку на внутренний туризм. В 2020 году у нас родился первый круизный железнодорожный маршрут «Величие Севера». Такой формат путешествий сразу вызвал настоящий ажиотаж – все места в этом первом ж/д круизе не только разобрали в течение одной недели, но и сформировался лист ожидания на следующие рейсы.
Одновременно с этим холдингом «РЖД» стали запускаться туристические поезда выходного дня, на базе которых мы формировали туристические программы.Это и дало направление для последующего развития – с тех пор мы расширяем маршрутную сеть и специализируемся на железнодорожных круизах как турпродукте.
Следующий этап развития компании наступил в 2022 году, когда мы полностью вели, можно с полной уверенностью так сказать, хит железнодорожных круизов – проект туристического поезда «Жемчужина Кавказа». Он курсировал каждую неделю с мая по сентябрь. «РЖД Тур» здесь впервые выступил уже не только туроператором, выкупая блоки мест и формируя туристический пакет, как мы делали это ранее, но и перевозчиком.
– В чем здесь отличие, давайте поясним для наших читателей?
– Когда мы работаем не только как туроператор, но и перевозчик, то арендуем поезд с локомотивной бригадой и выполняем все работы – от разработки и согласования графика движения, составления расписания, подбора поездных бригад, анимационной команды, компании для работы в вагоне-ресторане, оформления вагонов и обслуживания внутри поезда до установления тарифов, продажи билетов и наполнения программ.
Проводим очень большую работу с регионами и принимающими компаниями в каждом из городов маршрута: выезжаем на местность, выбираем транспорт, точки питания, лучших гидов и пр.
Отмечу, что все это позволило нам не только нарастить свои компетенции, но и предложить другим туроператорам новый формат взаимодействия с нами: в одном поезде у нас ехали туристы по 5 различным программам.
– То есть в одном поезде едут туристы с разными программами? Какие туристы вообще путешествуют с вами в железнодорожных круизах?
– Да. Это были и наши собственные программы, и программы наших партнеров. Кроме того, в поезде, разумеется, путешествовали и люди, купившие только билеты, и докупившие экскурсии уже в пути.
Наши туры покупают жители не только Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.Заметно растет доля других регионов: в 2022 году нашими услугами воспользовались туристы из 77 регионов.
И для многих из них это новый опыт: некоторые наши клиенты до первого своего железнодорожного круиза вообще не представляют, насколько изменился в лучшую сторону сервис на железной дороге, и для них это становится приятной неожиданностью.
Если раньше около 40-50% туристов составляли наши постоянные клиенты, то сейчас у нас с каждым днем появляется все больше новых туристов, с новыми для нас запросами по сервису. И это хороший вызов: как правило, это люди, ранее отдыхавшие за границей, у них свои представления о качестве, наполненности программ, клиенториентированности. В результате мы постоянно работаем над повышением качества всех этих составляющих.
Кроме того, в 2022 году на базе круизного поезда «Жемчужина Кавказа», других туристических поездов холдинга «РЖД» мы сформировали ряд специальных программ для участников проекта «Больше, чем путешествие»федеральной программы «Россия – страна возможностей». С тех пор уже около 1000 ребят – победителей олимпиад и различных конкурсов, отправились в железнодорожные путешествия.
Также с 2022 года мы участвуем в социально-патриотическом проекте Министерства обороны РФ «Своих не бросаем», генеральным партнером которого является ОАО «РЖД». «РЖД Тур» выступает в проекте и перевозчиком, и туроператором.
Члены семей участников СВО и сами участники специальной операции путешествуют по различным российским городам в наших круизных поездах. Для них составляется экскурсионная программа, специальная сувенирная линейка, в пути следования с туристами работает анимационная команда. Дополнительно в каждом таком рейсе работает психолог – поездки для многих участников носят не только познавательный, но и реабилитационный характер.
В прошлом году в рамках проекта «Своих не бросаем» состоялось два рейса по Кавказу и четыре новогодних рейса в Великий Устюг. Эту же работу мы продолжаем и в этом году – на 2023 год запланировано 15 специальных рейсов по четырем маршрутам.
Девять рейсов по Северу России, в регионы Поволжья, города Серебряного ожерелья и Золотого кольца уже состоялись, летом будет еще 6 рейсов в Карелию. Всего с конца прошлого года в железнодорожных путешествиях с «РЖД Тур» побывали более 3500 участников СВО и членов их семей.
– Сколько туристов «РЖД Тур» всего отправил в путешествие в 2022 году?
– В 2022 году в путешествия с нами отправилось более 15 тысяч человек в 32 региона России и Республику Беларусь.
Это и круизные путешествия, и железнодорожные туры выходного дня, и комбинированные туры, в которых проезд осуществляется не в туристических, а в регулярных поездах. Часть туристов покупали билеты на сайте rzd.ru, а экскурсии докупали в поезде – таких было еще более 2 тыс. человек.
– Какие железнодорожные направления с турпоездами и круизами сейчас являются самыми популярные в России?
– Традиционно самым популярным направлением для железнодорожных круизов и турпоездов является Карелия. Такой высокий спрос – пример очень эффективной коллаборации холдинга «РЖД», турбизнеса и властей региона.
На втором месте по объему спроса – круизы на Кавказ, в первую очередь это, конечно, круиз «Жемчужина Кавказа». Туристический потенциал северокавказских республик, по нашим оценкам, будет только расти.
На третье место по уровню спроса я бы поставил сразу два направления.
Во-первых, это интереснейшая Республика Беларусь. Совместно с холдингом «РЖД», АО «ФПК» и Белорусской железной дорогой подготовлены круизные туры «Белорусский вояж» из Москвы с посещением Бреста или Гродно и Минска.
Этот продукт оказался популярным сразу – первый круиз был раскуплен мгновенно. Отмечу, что эти туры очень популярны и у самих железнодорожников – часть мест в этих круизах бронируют железнодорожные профсоюзные организации.
Во-вторых, это зимние «сказочные» направления – в первую очередь, турпоезда в Великий Устюг, на родину Деда Мороза.
– Люксовый или VIP-сегмент сейчас желанен для всех туроператоров. Насколько велика его роль для бизнеса «РЖД Тур»?
– Люксовый сегмент (индивидуальные железнодорожные перевозки) у нас формирует сейчас весьма значительную долю выручки, и мы намерены и далее расширять свое присутствие в нем.
«РЖД Тур» работает на рынке уже почти 18 лет. Сотрудники компании обладают необходимыми компетенциями и навыками и в железнодорожной, и в туристической сфере. Именно это позволяет удовлетворять самые требовательные запросы наших клиентов.
Предлагаем индивидуально разработанные маршруты поездок, причем как в дополнительных прицепных вагонах класса «люкс» к регулярным поездам, так и в отдельно назначенных поездах, сформированных из вагонов различных типов исходя из пожеланий заказчика: купейных, СВ, «люкс», вагонов-салонов, вагонов-залов, вагонов-ресторанов, вагонов-баров.
Запросы могут быть самые разнообразные: от индивидуального маршрута, питания, сопровождения и обслуживания до эксклюзивных экскурсионных программ.
Отмечу, что большинство клиентов в данном сегменте пользуются нашими услугами регулярно. Уже есть много заказов на лето и даже на осень: люди хотят планировать свои поездки заранее, рекомендуют «РЖД Тур» своим друзьям и коллегам.
– Какие у «РЖД Тур» планы на лето и на 2023 год в целом?
– В 2023 году мы продолжим работать как туроператор и перевозчик,развивать железнодорожный туризм и оказывать услуги по индивидуальным перевозкам.
Наша продуктовая линейка постоянно расширяется. В прошлом году, кроме «Белорусского вояжа», это были круизы «В Сибирь» и «Культурный Петербург», в этом году – эно-гастрономический круиз «К виноградникам у моря», «В долину лотосов», «Русский Север», «Грушинский экспресс» из Санкт-Петербурга и из Москвы.
Ведется разработка круиза «К северному сиянию», откроем продажи на этот маршрут в ближайшее время.
За всеми новинками можно следить на нашем сайте и в разделе «Путешествуй с РЖД» на сайте rzd.ru.
Спрос на железнодорожные путешествия стабильный и уверенный. Думаю, что его еще подстегнет и недавно запущенная нами с НСПК акция «железнодорожного кешбэка» по карте «Мир», и возрастающая активность нашей агентской сети по продаже железнодорожных турпродуктов.
– Их роль в продажах вашего турпродукта выросла? С чем это связано?
– Связано это и с общим постоянным ростом интереса туристов к железнодорожным путешествиям, который участники туррынка не могут проигнорировать, и с тем, что последний год мы активно развивали партнерскую сеть.
Если раньше у нас на агентские продажи приходилось всего 10% реализованных туров, то сейчас через туроператоров и турагентов мы получаем треть всех объемов. Будем и дальше развивать этот канал, так как он помогает нам наращивать продажи, не развивая собственную филиальную сеть.
Сейчас у нас 4,5 тыс. агентских соглашений, в том числе почти со всеми туроператорами-членами АТОР. Появились у нас и 8 офисов уполномоченных агентств, в которых можно приобрести турпрограммы «РЖД Тур».
В этом году партнерам работать с нами стало удобнее: например, график движения туристических поездов разработан уже на год вперед, что, безусловно, положительно влияет на увеличение глубины продаж. Сейчас, в отличие от прошлого года, уже можно продавать наши туры на конец осени – начало зимы.
– И последний вопрос – планируете ли вы возрождать сегмент въездного туризма?
– Да. Запросы от наших иностранных партнеров уже начали поступать. И полагаю, что от месяца к месяцу их будет становиться больше и больше.
Беседовала: редакция «Вестника АТОР»
Фото: предоставлено туроператором «РЖД Тур»
Источник: atorus.ru