Надежда туристической экономики – китайские туристы – не спешат путешествовать по миру даже после открытия границ, отдавая предпочтение отдыху в собственной стране. Это отражает общий тренд: рост внутреннего туризма и количества поездок только по близлежащим регионам, видимо, с нами надолго.
Надежды Юго-Восточной Азии на быстрое восстановление путешествий и туризма после открытия Китая в этом году не оправдались из-за неожиданной проблемы – выезжать за пределы страны хотят намного меньше китайских туристов, чем предполагали аналитики.
В течение пятидневной «золотой недели» (длинные выходные по аналогии с нашими «майскими») с 29 апреля по 3 мая китайские туристы массово вернулись на внутренние направления, но немногие с тем же энтузиазмом восприняли зарубежные поездки.
«Восстановление спроса китайских туристов на поездки внутри страны намного сильнее, чем на поездки за границу», – сказал профессор туризма Гонконгского политехнического университета Хайян Сонг, которого цитируют местные СМИ.
КУДА И КАК ЕЗДИЛИ КИТАЙСКИЕ ТУРИСТЫ «НА МАЙСКИЕ»
Количество внутренних поездок, пишет China Daily, достигло 274 млн, что как минимум на 20% превышает показатели допандемийного 2019 года. Особенно сильный рост активности был заметен на авиационном и железнодорожном транспорте: по сравнению с прошлым годом ими воспользовались в 6-7 раз больше пассажиров, несмотря даже на 40% рост стоимости авиабилетов.
Однако специалисты призывают учитывать, что «золотая неделя» в этом году была на день длиннее, чем в 2019 году, то есть разумно говорить о том, что внутренний туризм в Китае просто вернулся на допандемийный уровень.
Наиболее популярными маршрутами внутренних рейсов были маршруты между Пекином, Шанхаем, Гуанчжоу, Шэньчжэнем, Ханчжоу и Чэнду.
Также интересно проследить в динамике за тем, как изменяется аудитория и направления для путешествий, которые выбирают китайские туристы для поездок внутри страны. Об этом подробно рассказывает China Briefing.
В частности, в Китае наблюдался значительный (превышающий показатели 2019 года) рост продаж билетов к туристическим достопримечательностям и на мероприятия. Например, согласно данным Ctrip, количество посещений Шанхайского Диснейленда и некоторых природных объектов удвоилось.
Согласно исследованию Китайской академии туризма, более 70% отдыхающих приняли участие как минимум в двух культурных мероприятиях.
Радиус поездок уже значительно увеличился в сравнении с 2022 годом, но еще на 80% меньше, чем в 2019 году: наследие пандемии – туристы опасаются спонтанных ограничений. Рост поездок на короткие расстояния, в свою очередь, стимулировал экотуризм: походы, размещение в глэмпингах, велопрогулки и так далее.
Важно также и то, что большую роль в экономике туризма начинают играть молодые люди возрастом от 23 лет.
СПРОС НА ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОЕЗДКИ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ МЕДЛЕННО
Что же касается выездного туризма, с ним дела обстояли не так хорошо. Во время праздников в этом году совершалось всего 1,253 млн зарубежных поездок в день, что составило, по усредненным оценкам, около 50% от их количества до пандемии. Для сравнения – в среднем мировой туризм восстановился на 80% от допандемийного уровня.
При этом почти треть туристов отправились в особые районы Китая – Гонконг или Макао. Другие популярные места среди «настоящего» зарубежья для китайских туристов включают Таиланд, Мальдивы, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Малайзию, Вьетнам, Индонезию, Россию и Фиджи.
Но обращает на себя внимание и то, что количество поисковых запросов, связанных с покупкой авиабилетов на международные направления, выросло на 60% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. То есть интерес к путешествиям не пропал – меньше стало возможностей для того, чтобы конвертировать его в реальную поездку.
Одна из причин, пишут китайские СМИ, в том, что граждане Китая все еще ожидают своих загранпаспорта, выдача которых была приостановлена на время пандемии. Вторая – в общем падении благосостояния китайских туристов: экономика домохозяйств значительно пострадала от пандемии.
Есть и техническая причина: рейсов в Китай и из Китая все еще значительно меньше, чем до пандемии. Особенно это касается Европы и Северной Америки: на конец апреля 2023 года количество рейсов между США и Китаем по-прежнему было на 94% меньше, чем до пандемии. Только 3 мая 2023 года Министерство транспорта США разрешило китайским авиакомпаниям выполнять 12 рейсов туда и обратно в неделю, что может несколько увеличить количество поездок между двумя странами.
Высокими – как минимум на 35% выше, чем до пандемии – остаются и цены на авиабилеты. В отдельных случаях этот рост значительно больше. В качестве примера СМИ приводят недельную поездку в Бангкок, которая для туриста из Китая выросла в цене в 4 раза с 2018 года.
КАКИЕ ВЫВОДЫ СЛЕДУЕТ СДЕЛАТЬ РОССИЙСКОМУ ТУРБИЗНЕСУ
Эксперты туротрасли считают, что выездной туризм в Китае восстановится до допандемийного уровня не ранее следующего Лунного Нового года, то есть февраля 2024 года.
Однако российскому турбизнесу есть над чем задуматься, анализируя эти данные.
Во-первых, туристы из Китая заинтересованы в поездках за рубеж, и Россия остается одним из предпочтительных направлений. То есть по мере решения технических и финансовых вопросов спрос на туры будет восстанавливаться.
Во-вторых, радиус поездок восстанавливается медленнее, чем их количество. Из чего можно предположить, что в приоритете у туристов из Китая сначала будут сопредельные регионы, то есть российский Дальний Восток.
В-третьих, за время пандемии несколько изменился «портрет» туриста из Китая – среди потенциальных клиентов туроператоров стало больше молодых людей, готовых посещать событийные мероприятия, отдыхать активно и больше времени посвящать культурным и развлекательным объектам.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР
Источник: atorus.ru